Your company
цифровой этикет
это инструмент, который помогает избегать неловкостей в общении и предлагает готовые инструкции, как вести себя в разных ситуациях в сети, мессенджерах и почтовой переписке.
Что такое ЦЭ?
Не просто набор правил, а инструмент:
  • повышает эффективность работы и коммуникации
  • улучшает взаимоотношения с клиентами, коллегами, партнерами
  • улучшает деловую репутацию
  • помогает защищать свои границы
Демонстрация позитивного отношения

1. Всегда здоровайтесь в начале сообщения, и никогда не пишите «Доброго времени суток!», используйте нейтральное «Здравствуйте», «Добрый день».

Приветствия в русском языке употребляются в именительном падеже. Родительный падеж, как правило, используется для прощания.

2. Интонация очень важна не только в разговоре, но и в переписке. Перечитайте ваше сообщение, и при необходимости добавьте обороты вежливости.

3. Если вы хотите, чтобы вам доверяли, то всегда проверяйте то, о чем пишете: написание – в орфографическом словаре, информацию – по первоисточнику. Особенно тщательно проверяйте информацию из репостов.

4. Не сокращайте слова вежливости, сэкономите секунды полторы, а все уважение в сообщении будет потерянно.

5. Некоторые знаки препинания имеют свою окраску и дополнительный смысл. Например, многоточия не подходят для деловой переписки. Скобки как бы говорят: то, что находится внутри них, не так важно. Несколько знаков вопроса или восклицания воспринимаются так, будто вы повышаете голос на собеседника. А «заборы» из знаков препинания могут быть восприняты как агрессия. Не пишите текст capslockом кроме аббревиатур или ответов на большой перечень вопросов.
Субординация

6. Проанализируйте свои аккаунты в сети и (или) почте, название почтового ящика, имя в мессенджерах и пр., потому что очень сложно воспринимать всерьез специалиста, который использует имя kotenok92, Принцесса Светочка или sladkiyponchik.

7. Всегда используйте предпочтительный способ связи, который указан, и если есть ссылка на мессенджер с комментарием "все вопросы сюда", то не стоит писать, например, в директ.

8. Всегда обращайтесь так, как представился собеседник. Не пытайтесь восстановить полную форму имени, так как, во-первых, вы можете ошибиться, а во-вторых, так вам человек указывает на предпочтительное обращение, и другая форма имени может раздражать. Не используйте сокращенную форму имени (Оль, Миш, Кать). Не используйте уменьшительно-ласкательные формы (Настенька, Антошка, Юленька), все это может быть расценено как покушение на личные границы, и считываться как отношение к собеседнику сверху вниз.

9. В переписках с клиентами и партнерами, при ответах на комментарии в социальных сетях, в общении с ментором, на обучении, необходимо вести диалог на языке общения.

10. Не разбивайте сообщения на слова. Сформулируйте предложение и отправляйте законченную мысль целиком. Исключение, если вы отправляете информацию, которую человек должен будет скопировать и вставить, будет удобнее отправить ее отдельным сообщением, например, адреса, номера телефонов, электронную почту.

11. Что касается времени, то этикет гласит: звонки и сообщения до 09:00 и после 22:00 без особой договоренности считаются неприличными.



Симметрия

12. Отвечайте человеку на сообщение там, где он вам написал. Важно, чтобы вся переписка сохранилась в одном месте. Если неудобно будет переписываться там, где задали вопрос, сразу переведите диалог на предпочтительную площадку.

13. Если вы сомневаетесь, написать или позвонить – лучше написать. Звонок в наше время воспринимается, как вторжение в личную жизнь. Исключение, когда человек сам выбрал звонок, как предпочтительный способ связи.
14. Если вы принимаете участие в онлайн встрече, обязательно изучите предварительно инфтерфейс программы, и выключите звук сразу после подключения, пока вы не захотите высказаться. Иначе посторонние звуки, эхо и пр. могут сильно сбивать докладчика.



Формулировки с плохой репутацией

15. Старайтесь избегать в своей коммуникации отталкивающие штампы:

- «Заранее спасибо» — фраза не оставляет шансов коллегам — вы ждете от них только положительного результата, не рассматривая другие варианты развития событий.

- «Я вас услышал» — пассивно-агрессивная формулировка.

- «СРОЧНО!!!» — этой фразой вы обесцениваете всю работу сотрудников, которые сейчас тоже не сидят сложа руки. Лучше напишите конкретную дату и время, в которые нужно подготовить информацию: «Подготовьте, пожалуйста, отчет до 15:00 5 августа».



Соблюдение личных границ

16. Всегда будьте осторожны с фотографиями, которые вы выкладываете. Если на фотографии есть кто-то, кроме вас, то обязательно спросите у него разрешения. Также обязательно спрашиваем разрешения на публикацию отзывов.

17. Если вы делаете рассылку, обязательно оставьте получателю возможность от нее отписаться. Иначе у вас есть все шансы вызвать раздражение и получить жалобы и блокировку.

18. Голосовые сообщения самый острый вопрос цифрового этикета в формате отношений "продавец-клиент". Важно понимать, что голосовые сообщения удобны только отправителю, а получателю очень часто неудобно их прослушивать. Если же речь идет о голосовых сообщениях незнакомым людям, то многие видят в этом нарушение личных границ, и лучше оформить информацию текстом. Исключения составляют голосовые сообщения, о которых предупредили в регламенте/инструкции/правилах.

Перед голосовым сообщением напишите текстовое сообщение, о чем будет аудио, чтобы собеседник мог принять решение, как срочно нужно прослушать его и отреагировать. Четко сформулируйте мысль, желательно до того, как включили диктофон. Не отправляйте несколько сообщений подряд и старайтесь, чтобы одно голосовое сообщение содержало один тезис или вопрос. Заканчивайте голосовое сообщение вопросом или каким-то призывом к действию, чтобы собеседник понимал, какой реакции вы от него ждете.


Удобство и экономия ресурсов

19. Пишитенастолькокороткоесообщение, насколькоэтовозможно. Чтобы понять, каким по объему должно быть ваше сообщение. Представьте, что получатель читает его во время пересадки в общественном транспорте, между совещаниями, выходя от стоматолога и т.п. За несколько секунд собеседник должен понять, чего вы от него хотите.

20. Приэтомважнодаватьвсюнеобходимуюинформацию, чтобыдляответачеловекунепришлосьчто-тодополнительноискать.Если упоминаете новость – дайте ссылку на нее или на свой пост о ней.

21. Есливыотправляетечеловекуфайлилиссылку, тообязательносопроводитеихпояснениямисописанием, зачемчеловекуэтосмотреть, чемемуэтобудетполезно, икакихдействийотнеговыожидаете.Например, «по ссылке доступна презентация новой коллекции. В ней вы найдете 10 эффективных инструментов для ваших маркетинговых решений» или «Посмотри, пожалуйста, проект. Что думаешь об этом варианте?».

22. Неотправляйтесканыифотографиитекстовыхфайлов, еслисобеседникунужнобудетработатьстекстом.

Чтоненужноотправлятьвформатеизображений:

  • Банковские реквизиты
  • Фото телефонного контакта (некликабельный номер телефона в БИО тоже не размещаем)
  • Адрес электронной почты
  • Отсканированные документы с просьбой внести правку
  • Скриншот географической карты с указанием точки на местности


Правила позиционирования в соцсетях

23. Помните — скрыть информацию невозможно. Не публикуйте те материалы (фотографии, картинки, тексты), которые будут вас компрометировать или ставить под сомнения вашу компетентность и профессионализм. Любая информация может быть использована против нас. Разделяйте приватное и публичное. Перечитывайте посты чужими глазами — полезное упражнение, которое поможет фильтровать контент прежде чем выкладывать его на всеобщее обозрение.

Первое впечатление важно так же, как и цифровые следы. Чтобы сформировать первое впечатление о человеке в жизни, нужно полторы секунды, а чтобы сделать это в соцсетях, нужно семь секунд. Проверяйте тщательно, кого вы добавляете в друзья, на каких фотографиях вас отмечают, сверяйтесь с группами, в которые вступаете, пишите внимательно информацию о себе. Фактчекинг. Проверяйте то, что вы постите.

24. Реагируйте на комментарии под вашим контентом. Поставьте лайк, оставьте ответный комментарий, покажите, что вам небезразлично то внимание, которое вам оказывают.



Желаем всем успешных коммуникаций!

Made on
Tilda